Уголовный Кодекс Республики Беларусь
САЙТЫ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:
- Детский правовой сайт: http: // www. mir. pravo. by
- Сайт правовой информации в Беларуси: http: // www. pravo.by
- Семейныйпортал: http: // www. rebenok. by
- Национальный центр правовой информации РБ: http: // www. ncpi. gov. by
Цели и задачи правового воспитания в школе
Право является одной из важнейших и древнейших форм общественного сознания. Оно возникло с появлением человеческого общества.
Право – совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах и постановлениях государственных органов власти и регулирование общественных отношений в данном конкретном обществе.
Право имеет юридическую силу, соблюдение его обеспечивается государственным принуждением.
В цивилизованном обществе право является основным регулятором взаимоотношений людей в производственных, меж личностных, житейских и международных отношениях.
Юридической базой для всех правовых актов и законодательной деятельности, служит конституция страны.
ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:
- Школа должна добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам Государства и права.
- Воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства и убеждать в необходимости их выполнения.
- Прививать навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права личные, государственные и общественные.
- Вырабатывать активную гражданскую позицию у школьников нетерпимость к нарушениям правопорядка.
Правовое воспитание - это организованное, систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и общества на формирование правового сознания, убеждения, отношения к правопорядку и самовоспитанию законопослушных граждан своего государства.
Правовое образование учащихся в процессе обучения
В целом учебный процесс создаёт возможные для правового просвещения учащихся, и организовать условия для проведения различных внеклассных мероприятий.
Основную заботу о правовом воспитании берёт на себя классный руководитель и коллектив учителей. В школах данная работа начинает осуществляться с первого класса.
- Младшие школьники получают представления о правах и обязанностях при изучении «Правил для учащихся». На конкретных примерах детям даётся возможность анализировать положительные и отрицательные поступки.
- Среднее звено (5-8) – с ними необходимо провести цикл бесед на правовые темы.
Основные задачи классного руководителя:
- Довести до сознания детей такие понятия как значение закона в жизни общества.
- Научить подростков понимать свои права и обязанности, по отношению к сверстникам родителям и другим людям.
- Выработать у школьников привычку уважительного отношения к правилам общественного поведения.
- Старшеклассники (9-11) – желательно познакомить старшеклассников с деятельностью правоохранительных органов (милиция, суд, прокуратура).
Рассказать об ответственности несовершеннолетних за правонарушения и преступления, делая акцент на то, что за свои поступки необходимо отвечать.
Помочь растущему человеку найти смысл в жизни, вооружить его знаниями о своих правах и обязанностях, умениями их применять на практике, оказать помощь в саморазвитии и индивидуальном становлении взрослеющей личности – приоритетные задачи учреждения.
Цель правового воспитания – формирование правовой культуры личности.
Задачи:
- дать знания о правах, обязанностях, нормах и законах;
- ввести школьников в сложные правовые отношения;
- сформировать навыки бесконфликтного общения.
Структура правовой культуры:
ПК включает в себя
o знания правовых норм,
o развитую эмоциональную сферу и мышление,
o умение применять нормы права.
Таким образом, правовая культура имеет три компонента: смысловой, эмоциональный, поведенческий.
Система правового воспитания основана на научном понимании структуры правового сознания.
а) Правовая грамотность: развивает правовое сознание. На правовое поведение влияет взаимозависимость и дополнение формирования правового, гражданского и нравственного сознания. Гражданское сознание формирует понимание общественной значимости права, норм и законов. Нравственное сознание – усвоение и принятие норм личностью.
б) Нравственно – правовые чувства формируют уважение к нормам и закону; переживания, связанные с нарушением норм; совесть, контролирующую уверенность, страдание, страх.
в) Правовое мышление формирует умение оценивать замыслы, поступки, поведение с точки зрения норм права.
Условие реализации целей и задач: созданное и развитое правовое пространство школы.
Правовое пространство школы составляют собственно существующие в конкретном школьном коллективенормы и правила, открывающие возможность правовых отношений и действий.
При любой воспитательной системе или системе воспитательной работы правовое пространство пронизывает и охватывает всю систему взаимодействия и взаимоотношений на уровнях «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – администрация», «учитель – учитель», «учитель – администрация», «учитель – семья».
Правовое пространство школы определяет границы свободы в пределах
- желаемого и должного,
- допустимого и нежелательного,
- возможного и запретного.
Правовое пространство школы в идеале должно создавать модель демократического общества. Существенные признаки этой модели:
- Обсуждение ценностей коллектива школы и взаимоотношений в нем.
- Участие детей и взрослых в создании норм и правил общей жизни.
- Наличие компетентных органов коллектива, создающих условия их реализации.
- Создание условий для участия каждого ученика и каждого учителя в решении важных вопросов, касающихся всех.
- Наличие избранного органа, разрешающего конфликты и рассматривающего случаи нарушения школьных законов.
- Привлечение каждого к созданию и пересмотру норм школьной жизни.
Во многом, эти задачи решаются посредством проведения мероприятий правовой направленности, Недель правовых знаний.
Основные направления системы правового воспитания в учреждении:
- осуществление правового образования учащихся;
- работа Совета профилактики правонарушений;
- профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения;
- пропаганда здорового образа жизни;
- индивидуальная работа с учащимися, состоящими на учете ИДН;
- правовое образование родительской общественности;
- взаимодействие с органами системы профилактики
Правовая азбука
ПРАВО – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.
ЗАКОН – нормативный правовой акт, принятый государственной властью, устанавливающий общеобязательные правила поведения.
КОНСТИТУЦИЯ – основной Закон государства, который обладает высшей юридической силой в сравнении с другими нормативными правовыми актами.
ОБЯЗАННОСТИ – круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения; это меры общественно необходимого поведения человека.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.
ПРОСТУПОК – малозначительное и не представляющее общественной опасности правонарушение, влекущее дисциплинарную либо административную ответственность.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ –антиобщественное деяние, причиняющее вред человеку или организации, запрещённое законом и влекущее наказание.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – одна из форм юридической ответственности человека за совершение им административного правонарушения (проступка). Административная ответственность наступает за совершение проступков, предусмотренных в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Статья 4.1. Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение.
Меры административного принуждения (взыскания) – предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест.
Статья 4.3. Возраст, с которого наступает административная ответственность
1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от 14 до 16 лет, подлежит административной ответственности за следующие правонарушения:
умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);
мелкое хищение (статья 10.5);
умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);
нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);
жестокое обращение с животными (статья 15.45);
разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);
мелкое хулиганство (статья 17.1)
нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая статьи 18.3);
за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);
за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);
за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);
нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);
уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);
нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);
за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);
за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И НРАВСТВЕННОСТИ
Статья 17.1. Мелкое хулиганство административное правонарушение, включающее нецензурную брань и появление в пьяном виде в общественных местах, оскорбительное приставание кгражданам и др. влечет наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин.
Статья 17.3. Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде - штраф в размере до 8 базовых величин.
Статья 17.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных напитков, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных напитков либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ – влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.
Статья 17.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах влечет наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,5 базовой величины.
Штраф привязан к базовой величине. Сейчас она находится на уровне 27.00 рублей.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – наиболее суровый вид ответственности, наступает за совершение преступлений. Уголовная ответственность устанавливается Уголовным кодексом Республики Беларусь. Полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Меры уголовного наказания – наиболее жесткие формы государственного принуждения, воздействующие на личность: лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т.д. В виде исключительной меры наказания допускается применение смертной казни.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ – виновно совершённое общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными уголовным законодательством и запрещенное им под угрозой наказания.
Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
1.Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2.Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от 14 до 16 лет, подлежат уголовной ответственности за:
убийство (статья 139);
причинение смерти по неосторожности (статья 144);
умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);
умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);
изнасилование (статья 166);
насильственные действия сексуального характера (статья 167);
похищение человека (статья 182);
кражу (статья 205);
грабеж (статья 206);
разбой (статья 207);
вымогательство (статья 208);
угон транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);
умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218);
захват заложника (статья 291);
хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);
умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);
хищение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (статья 327);
хулиганство (статья 339);
заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);
осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);
побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).
КРАЖА – тайное хищение чужого имущества (ст.205).
ГРАБЕЖ – преступление против собственности, связанное с открытым хищением чужого имущества (ст.206).
РАЗБОЙ – насилие либо угроза применения насилия с целью непосредственного завладения имуществом (ст.207).
-
Телефон доверия для детей, подростков и их родителей.
Телефон доверия: экстренная психологическая помощь.
Вы оказались в трудной жизненной ситуации, самостоятельно справиться с которой не получается?
Тогда для вас всегда работает телефон доверия - 170
Срочная консультация психолога поможет Вам разобраться с кризисной ситуацией (понять её причины, найти пути решения, определиться с дальнейшими действиями); активизировать в себе ресурсы для преодоления трудностей и вернуться к полноценной жизни.
Экстренная психологическая помощь оказывается КРУГЛОСУТОЧНО и АНОНИМНО.
Экстренная помощь детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Телефоны доверия для детей и подростков в Республике Беларусь |
Номер телефона |
Время работы |
Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию |
8 801 100 16 11 |
Круглосуточно, бесплатно |
Экстренная психологическая помощь для детей и подростков (г.Минск) |
(8 0172) 246 03 03 |
Круглосуточно |
Телефон доверия на базе УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия - наркология» |
170 Skype: Help170 E-mail: Help170@mail.ru Группа в VK: Телефон доверия 170 |
Круглосуточно |
8 (0152) 75 23 90 (звонки с мобильного телефона) |
||
Лидский районный социально-педагогический центр |
52 15 31 |
9.00 – 17.00 |
Лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения |
61 10 12 |
8.30 – 17.30 |